Проповедь о.Андрея Лещика 27 сентября 2021 в праздник Воздвижения Креста Господня.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
«Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. Император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.
Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску с надписью «Царь Иудейский», что была прибита надо головой распятого Спасителя. Эти кресты почему-то сохранились, видимо, здесь какой-то Промысел Божий сработал. Но как можно было определить, какой крест истинный? Тогда кресты стали поочередно прикладывать к умершей девушке. От одного из крестов девушка воскресла, она ожила. Мы знаем, что Богу возможно всё, мы знаем из Евангелия, что когда Христос проповедовал, Он и воскрешал – и дочь Иаира, и сына Наинской вдовы и других. Поэтому царица Елена и император Константин поняли, что это тот самый Крест Господень, на котором был распят Христос. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».
КРЕСТ – ЭТО СПАСЕНИЕ
До этого момента Воздвижения, христиане делали себе маленькие крестики, когда создавались христианские общины. Может быть, это был какой-то знак, чтобы при встрече с каким-то человеком показать крестик ему тихонечко – а он тебе показал в ответ свой крестик: «Ты мой брат во Христе, значит, мы такие же». Понимаете, крестики себе делали, но это был символ того, что ты принадлежишь к какой-то христианской общине (символом христианским ещё рыба считается) и может быть, не придавали такого значения, как потом стали придавать после обнаружения и того, как его воздвигли. А когда случилось это событие, тут-то люди стали понимать совсем другое. Крест уже стал святыней, крест – это спасение, именно спасение. Тот крест, на котором распинали разбойников, воров, прелюбодеев; обычно этой казни на крестах подвергались низшие слои, беднота, падшие люди, жившие в трущобах. И конечно же, те, которые закон нарушали. Потому что другие преступники подвергались другим казням, например, апостол Павел был подвергнут усечению главы мечом – почему? – потому что он был иудей, но имеющий римское гражданство. Поэтому он был вызван на суд в Рим и там был осужден и казнен. Представим себе, если бы это было с Иисусом Христом. Что было бы, если бы Христос имел римское гражданство? Он так же был бы вызван в Рим, где Его так же судили бы и казнили усекновением мечом. Была бы такая смерть искуплением наших человеческих грехов, который взял на себя Христос? Не только тех людей, которые тогда жили, но и нас с вами, наши будущие поколения, поколения, которые после будут. Он же взял и за нас тоже принял смерть, за нас, которые живем через 2 тысячи лет после этого события. Он и за нас взял на Себя грехи. Не было бы этого. Потому что, когда Он был ещё на кресте истерзанный, избитый, был распят, кровь Его стекала на Голгофе… Исторически, то место, где был установлен крест на Голгофе – под ним была могила Адама, того самого Адама, первого человека. Кто был в Иерусалиме и поднимался на Голгофу, спускался, видел, что там внизу в саркофаг забрана скала, там камень – и он с трещиной. Когда во время Распятия было землетрясение, он треснул – и вот это могила Адама. И вот, кровь Христа, попав в эту трещину, она омыла, смыла грех Адама – и омыла наши грехи, которые от Адама нам перешли, потом смылось всё, но наши грехи ещё другие добавились, мы же с вами люди немощные, подвержены соблазну, мы соблазняемся на многое, нам трудно устоять бывает перед чем-то. И это было всё смыто – кровью Христовой, на Кресте.
И вот, когда Крест был воздвигнут, люди поняли, увидели и стали понимать, что Крест – это спасение, это святыня, это святое.
МРАКОБЕСИЕ
И вот сейчас очень много мы слышим об атеистической советской эпохе, когда христианство и крест, и святыни назывались «мракобесием». Но это неправда, потому что ни к чему плохому христианство не призывает, бесов здесь никаких нет, как раз наоборот – призывает не верить бесам, отвергаться бесов, побеждать их крестной силой. И никакого мрака здесь нет, ведь Господь – это Свет, мы же молимся «Слава Тебе, показавшему нам Свет», нигде мы не услышим здесь «показавшему нам мрак».
Когда всё в атеистическом духе пропагандировалось в то время, люди снимали крестики, боялись. Были, конечно, смельчаки, которые могли надеть крест, но это было редкие люди. Потому что в те времена за крестик могли ой как наказать. Скажем, во времена Хрущевской «оттепели», если бы узнали, что носишь крестик, вызвали бы на собрание, пропесочили бы, прилюдно гневные речи бы говорили, смешали бы с грязью. А что такого человек сделал? Крестик просто носил. Разве это страшно, разве это плохо, кому-то мешает? Да никому не мешает. Нет, оказывается, им мешало, потому что они как раз и были мракобесы.
Жизненный пример, мой тесть, Царство Небесное, он уже умер давно, он был директором завода в Молдавии, в городе Рыбница. И вот, они группой в Болгарию поехали, и он там купил крестик золотой. Просто купил крестик. А при каждой группе за границу всегда прикреплялся тайный агент НКВД. И вот об этой покупке донесли — и крестик пришлось сдать, иначе дело обернулось бы большим скандалом.
Нечистая сила не выносит изображений креста, поэтому не нужно стесняться креста и крестного знамения. Если вам захотелось перекреститься, даже на улице где-то, ничего страшного в этом нет, это наоборот хорошо. Экстрасенсы и прочие оккультисты тоже не любят крестов и крестного знамения.
«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ И СЛЕДУЙ ЗА МНОЮ»
Христос говорит ученикам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк 8:34). Как бы распни себя на этом своем кресте. Жизнь наша – это наш крест. Как мы живем – это наш крест. Что мы несем. Недаром рядом с крестом, когда было Распятие, с одной стороны был злой разбойник, который ругал и поносил, а с другой стороны был образумившийся разбойник, который понял, что он-то получает свое наказание за дело, за то, что он творил, он справедливо это всё получает, он заслужил это наказание. И попросил Господа: «Помяни меня во Царствии Твоем!», то есть, говоря этим самым: «Я-то не войду туда, я недостоин этого, а Ты меня только помяни, только вспомни обо мне и всё». И вот у нас тоже такая ситуация происходит. С одной стороны, нас искушает какое-то зло, а с другой стороны, у нас есть что-то хорошее. И очень важно всегда задавать себе вопрос: это слово, этот поступок, которое я сейчас совершаю – оно доброе или злое? Проверять себя.
И тот крест, который здесь на аналое мы видим, и тот крест, который я держу в руках, и крестики, которые на каждом из нас, и крест наверху, на куполе храма – все они напоминают нам о том Кресте Господнем, тех страданиях, которые на нем претерпел Спаситель, чтобы этой силой добра побеждать зло.
И мы веруем, что со Христом, неся свой крест, спасены будем. Аминь»